Саясова Валентина Валерьевна, воспитатель

Родительское собрание «Становление личности ребёнка начинается в семье

Родительское собрание «Становление личности ребёнка начинается в семье»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья-первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а папа и мама -образцы для подражания.То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 


Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

 
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В современном обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность. Ценность личности определяется ее значимостью для общества и зависит от воспитания. Главными воспитателями своих детей являются родители.

Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение старших членов семьи, родители берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или на общеобразовательные учреждения. Они стремятся установить единые требования в семейном и общеобразовательном воспитании.

Иная позиция некоторой части отцов и матерей является ошибочной. Она приносит вред формирующейся личности ребенка и требует проведения со стороны педагогов серьезной разъяснительной и практической работы с такими родителями.

Семью называют «школой чувств». В семье в общении с родителями, с братьями и сестрами у ребенка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребенку, их забота о нем вызывают у него ответственный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.

Сила семейного влияния на ребенка заключается также и в его непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребенка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность: специально обучают ребенка тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления , направляют поведение и т.п.; на ребенка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни семьи, ее традиции, характер взаимоотношений ее членов, их нравственные качества, потребности и интересы.

Семья для ребенка – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой. Она должна стать проводником тех идей, нравственных установок, которые определяют передовую, прогрессивную роль образа жизни. В семье имеются благоприятные возможности для включения малыша в бытовую, хозяйственную, даже общественную деятельность взрослых, опосредованного приобщения его к труду родителей.

Велико значение семьи в формировании коллективистских качеств у ребенка. Коллективизм в семье проявляется как естественное чувство. Бескорыстная забота каждого члена семьи о других е членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребенка. Однако само по себе наличие родственных чувств, сплачивающих семью, не гарантирует от развития у ребенка эгоизма. На ребенка в семье воздействуют и другие факторы, от которых зависит уровень его нравственной воспитанности.

Развитие семьи не лишено трудностей и противоречий, что проявляется в воспитании детей. По мере повышения уровня благосостояния современных людей, уровня их культуры семья получает все больше возможностей для всестороннего воспитания детей, для развития и удовлетворения их потребностей и интересов. Однако в некоторых семьях из – за неправильного понимания принципа «все для детей» родители допускают серьезные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания  своего ребенка, создать ему «счастливое детство», они физически и нравственно изнеживают его. Но если ребенок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребности других членов семьи, он растет индивидуалистом. Даже родительскую любовь нужно организовать, говорил А.С. Макаренко: безмерная, жертвенная любовь к детям способна воспитать из них эгоистов и потребленцев.

Опыт и исследования убедительно свидетельствуют, что уже с двух лет ребенок может ощущать себя членом семейного коллектива, что эти чувства начинают проявляться в его поведении, если малыша систематически привлекают к бытовому труду в семье, организуют нравственно – ценное общение его со взрослыми и детьми. Участие ребенка в введении домашнего хозяйства при правильном руководстве со стороны взрослых может стать важнейшим средством воспитания коллективизма, заботливости, бережливости, ответственности.

С возрастанием материального уровня жизни семьи, улучшением быта отпадает в значительной мере практическая необходимость участия детей (особенно младшего дошкольного возраста) в бытовом труде семьи. Но, утратив прямую жизненную необходимость, бытовой труд ребенка в семье не только не утратил своего значения как средства нравственного воспитании, но, наоборот, приобрел особо важную формирующую роль. Ведь этот труд для ребенка является по существу единственным доступным ему видом деятельности для других, в которой малыш может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некую зависимость членов семьи от его усилий. Однако далеко не во всех семьях родители целенаправленно и систематически привлекают ребенка к труду.

Воспитание – сложное и ответственное дело. Важно, чтобы каждый отец, каждая мать поняли, что правильное воспитание будущих граждан – их долг не только перед семьей, но и перед обществом.

 

13 июня 2021 в 20:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.